ВИДЫ ЗАПАСОВ

 

 

Структура и характер резервов зависят от экспозиции предприятия в канале рассредоточения продукции.
Запасы разделяются по месту их применения на следующие:

   - в промышленности - сырье, детали, неготовая и готовая продукция, являются источником долгосрочного риска для компании, в особенности в ситуации динамично изменяющихся рынков. В том числе - сырьевые вещества, топливо и комплектующие изделия, изделия в стадии незавершенного производства, готовая продукция;
   - в оптовой торговле - готовая продукция закупается многочисленными партиями, а реализуется небольшими. В случае если существуют четко выраженные сезонные изменения, оптовики должны этот спрос выравнивать. Особенно сложно руководить запасами в оптовой торговле в условиях расширяющегося ассортимента и неожиданных потребительских предпочтений;
   - в розничной торговле - розничные продавцы несут затраты на продажу и представление продукции конечному потребителю, кроме того, они имеют риск нереализации продукции. Розничные продавцы склонны "выталкивать" запасы на предварительные уровни канала распределения (оптовых производителей и продавцов), требуя от них  наиболее быстрой доставки изделий широкой номенклатуры. Особенно это характерно для больших сетей супер и гипермаркетов.

Таким образом можно поделить запасы в зависимости от их целевого предназначения на следующие разновидности:
   - технологические резервы - перемещающиеся из одной области логистической совокупности в другую;
    - циклические резервы - создаваемые на протяжении среднего производственного периода, либо запасы количеством в одну партию изделий;
    - страховые - запасы для компенсации эпизодичных колебаний спроса, ожидаемых изменений спроса либо предложения на ту либо иную продукцию.
Основная цель управления запасами - не допустить недостатка производства.
Политика управления запасами - что закупать, когда, в каких количествах, как осуществлять распределение между центрами;
Уровень обслуживания - норма исполнения насыщения и продолжительность заказа спросом.

При наличии недостатка запасов существуют три вида вероятных издержек:
        -издержки связанные с невыполнением или задержкой заказа - дополнительные затраты на отправку и продвижение товаров того заказа, что нельзя выполнить за счет существующих товарно-материальных запасов;
        -издержки связанные с утратой сбыта - в случаях, когда постоянный клиент обращается за данной покупкой в какую-то другую организацию;
        -издержки связанные с утратой клиента - в случаях, когда дефицит запасов становится не только утратой той либо другой торговой сделки, но и тем, что клиент начинает искать другие источники обеспечения.
    Первые два вида издержек относятся, разумеется, к числу так называемых "временных издержек компании в следствии принятия другого курса". Третий же вид издержек тяжело вычислить, потому, что гипотетические клиенты разные и соответствующие издержки тоже. Но для организации крайне важно, чтобы оценка данного вида издержек была как можно ближе к сумме затрат, которые имели возможность бы иметь место в самом деле.
    Необходимо иметь в виду, что стоимость недостатка запасов больше, чем цена потерянных торговых сделок либо непроданных заказов.