Организация и управление транспортировкой грузов на государственном уровне регулируются большим количеством законодательных и нормативно-правовых подзаконных актов в каждой стране, а также международными соглашениями и конвенциями.

Для перевозок внутри Российской Федерации основными нормативными документами являются:
 
Гражданский кодекс
Устав железных дорог
Устав автомобильного транспорта
Кодекс торгового мореплавания
Устав внутреннего водного транспорта
Воздушный кодекс
Закон “О безопасности дорожного движения”
Положение о лицензировании перевозочной, транспортно-экспедиционной и другой деятельности на различных видах транспорта
Правила перевозок грузов
Международные перевозки экспортно-импортных грузов различными видами транспорта и по различным схемам доставки регулируются дополнительно:
 
Законом РФ “О таможенном тарифе”
Таможенным кодексом РФ
Международной грузовой конвенцией (КОТИФ)
Конвенцией о договоре международной дорожной перевозки грузов 1956 г. ЕЭК ООН
Европейским соглашением о международных перевозках опасных грузов (1961 и 1968 гг.)
Таможенной конвенцией о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП от 14.11.75 г.)
Международным железнодорожным транзитным тарифом (МТТ)
Соглашением о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС)
Едиными правовыми предписаниями для договора о международных перевозках грузов железнодорожным транспортом (Конвенция ЦИМ)
Конвенцией ООН о морской перевозке грузов (Гамбургские правила)
Конвенцией ООН о международных мультимодальных перевозках грузов (Женева, 1980 г.)
Конвенцией ООН по обязательству операторов транспортных терминалов в международной торговле (Вена, 1991г.)
и другими международными соглашениями.
 
В настоящее время состояние нормативно-правовой базы для регулирования транспортного комплекса в России значительно отстает от потребностей развивающихся рыночных отношений и тормозит интеграцию России в мировое экономическое пространство. Это усугубляется отсутствием нормативно-правовых актов по логистике. Для исправления указанного положения Минтрансом России внесены в Госдуму РФ проекты федеральных законов:
 
“Воздушный кодекс Российской Федерации”;
“О перевозке опасных грузов”;
“Об автомобильных дорогах в Российской Федерации”;
“О транспортно-экспедиционной деятельности”;
“Об обязательном страховании ответственности перевозчика”;
“О смешанных (комбинированных) перевозках”.
Активно ведется разработка проектов федеральных законов “О транспорте”, “Об автотранспортной деятельности”, “О морских портах” и ряда других. Всего в конце 1997 г. намечено подготовить и внести в Правительство Российской Федерации около 20 законопроектов в области транспорта.
 
Организация транспортировки конкретизируется:
 
 
Транспортными условиями контракта купли-продажи товара.
Базисными условиями поставки товара.
Договорами на перевозку грузов и перевозочной документацией.
Страхованием процесса транспортировки.
Таможенным регулированием транспортировки.
Организацией взаимоотношений и решений споров, возникающих в процессе транспортировки.
Стандартами упаковки, маркировки грузов; условиями перевозки грузов в контейнерах и т.п.
Рассмотрим кратко содержание некоторых важнейших аспектов организации и управления транспортировкой.
 
В контракте купли-продажи обычно предусматривается особый раздел — транспортные условия. При международных перевозках грузов (экспортно-импортных торговых операциях) в контракте обуславливаются; порядок перевозки, условия и сроки погрузки-разгрузки, размер и порядок оплаты и т.д. Содержание условий зависит от вида транспорта, способа перевозки, вида груза (товара), типа сделки, базисного условия поставки и других факторов и включают, например:
 
сроки отгрузки товара;
место и порядок сдачи товара продавцом покупателю;
наименование перевозчика;
наименование портов, железнодорожных станций, пунктов перехода границы, пунктов перегрузки и т.п.;
определение сторон, оплачивающих расходы по погрузке-разгрузке и другие расходы;
порядок расчетов за транспортировку транзитом через территорию третьих стран;
назначение и порядок расчетов с агентами, брокерами, операторами, экспедиторами и другими посредниками;
порядок страхования транспортного риска;
документы, сопровождающие груз и т.д.
 

Аббревиатура

Расшифровка (англ.)

Расшифровка (русский)

EXW

EX WORKS (ex factory, ex plantation, ex warehouse, etc)

С завода (с предприятия, с плантации, со склада и т.д.). Иногда употребляется “франко-завод поставщика”,“франко-склад продавца”

FCA

FREE CARRIER ... (named point)

Франко-перевозчик ... (согласованный пункт)

FAS

FREE ALONGSIDE SHIP (named port of shipment)

Франко у борта судна ... (согласованный порт отгрузки)

FOB

FREE ONBOARD ... (named port of shipment)

Франко-борт судна ... (наименование порта отгрузки)

CIF

COST.INSURANCE AND FREIGHT (named port of destination)

Стоимость, страхование и фрахт ... (порт назначения)

CFR

COST AND FREIGHT ... (named port of destination)

Стоимость и фрахт ... (согласованный порт назначения)

СРТ

CARRIAGE PAID TO ... (named point of destination)

Провоз оплачен до ... (пункт назначения)

CIP

FREIGHT/CARRIAGE AND INSURANCE PAID TO ... (named point of destination)

Фрахт/провоз и страхование оплачены до ... (пункт назначения)

DAF

DELIVERED AT FRONTIER ... (named place of delivery at frontier)

Франко-граница ... (название места доставки на границе)

DES

DELIVERED EX SHIP ... (named port of destination)

Поставлено с судна ... (согласованный порт назначения)

DEQ

DELIVERED EX QUAY (duty paid)

Поставлено с пристани (пошлина оплачена)

DDV

DELIVERED DUTY UNPAID (named place of destination)

Поставлено, пошлины не оплачены ... (место назначения)

DDP

DELIVERED DUTY PAID ... (named place of destination in the country of importation)

Поставка с оплатой пошлины ... (название места назначения в стране импорта)

 

Одним из ключевых элементов договора купли-продажи, существенно влияющих на логистические издержки, связанные с транспортировкой, являются обязательства по поставке-приемке товара — базис поставки. Толкование базисных условий поставки в международной практике производится в соответствии с международными стандартными условиями поставки “Инкотермс-90” (место, срок, способ поставки, распределение риска, страхование). В “Инкотермс-90” представлены 13 базисных условий поставки, кодовые названия которых согласованы с Европейской экономической комиссией ООН. Все базисные условия классифицированы по четырем категориям, условно названным “Е”, “F”, “С”, и “D” с учетом различия в объеме обязательств контрагентов по доставке товара.
 
В табл. 7.2 приведены обозначения базисных условий поставки в соответствии с “Инкотермс-90”.
 
Несмотря на новую редакцию терминов базисных условий поставки “Инкотермс-90” в логистической практике импортно-экспортных операций транспортировки все еще широко используется терминология “Инкотермс-80”, более привычная для логистических посредников. В смешанных, комбинированных и интермодальных перевозках по логистическому принципу “door to door” (“от двери до двери”) традиционная критическая точка (например “сходни корабля”) для условий CIF, FOB, CGF уже не рассматривается адекватно как точка, где разделяются функции, цена и ответственность за риск между сторонами, заключившими контракт. В современных ЛС эта точка переместилась в порт или наземный терминал, где товары загружаются в контейнеры, тентованные полуприцепы, платформы или паллеты.
 
Новой логистической технологии транспортировки в связи с внедрением компьютерной обработки документов и стандарта UN/EDIFACT было уделено большое внимание при пересмотре Инкотермс в 1990 г.
 
Вообще же говоря все базисные условия поставки располагаются между двумя крайними вариантами: от минимальных обязанностей продавца по условиям EXW (когда продавцу необходимо только подготовить товар к отгрузке: упаковать, затарить, замаркировать и известить о готовности к поставке) до максимальных по условиям DDU и DDP.
 
Следует иметь ввиду, что все расходы, которые несет продавец по доставке товара до пункта, обозначенного в контракте, включаются в цену товара и оплачиваются покупателем. Расчет экспортной цены товара в этом случае с выделением логистических составляющих транспортировки и базисных условий поставки (в редакции Инкотермс-80) может быть представлен на примере.
 
Договорные отношения логистических посредников в процессе транспортировки грузов оформляются многочисленными документами, которые отличаются в зависимости от вида транспорта, способа перевозки и других факторов. Особо много документов, так или иначе связанных с транспортировкой, оформляется при экспортно-импортных торговых сделках.
 
При транспортировке грузов внутри Российской Федерации основными документами являются накладная и счет-фактура. При железнодорожных перевозках все графы накладной должны быть заполнены грузоотправителем и станцией отправления. Грузополучатель должен представить железнодорожной станции разовую или постоянную доверенность на право получения груза. В случае недостачи, порчи или повреждения груза составляется коммерческий акт.
 
При перевозках грузов автомобильным транспортом основным документом является товарно-транспортная накладная, которая обычно составляется в четырех экземплярах. По накладной производится списание груза грузоотправителем и оприходование его грузополучателем.