ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЛОГИСТИКИ


Большая часть исследователей останавливаются на том, что источник слова "логистика" берёт начало в Старой Греции. Для древних греков логистика являла собой "счетное мастерство" либо "мастерство рассуждения, вычисления", а высших чиновников, которые осуществляли надзор за хозяйственной, торговой и денежной деятельностью, именовали логистами. По утверждению Архимеда, в Греции насчитывалось около 10 логистов.
Применение термина "логистика" имело место и в Древне Римской империи. Тут он употреблялся в качестве определения правил рассредоточения продовольствия, а люди, которые работали над распределением товаров, назывались "логисты" либо "логистики".

В первом тысячелетии нынешней эры термин "логистика" показался в первый раз в армейском лексиконе нескольких государств. Тут с логистикой стали связывать деятельность по обеспечению армии материальными средствами. Так, во времена византийского императора Леона VI (865-912), названного "Умным", считалось, что задачами логистики являются снаряжение армии, снабжение ее армейским имуществом, своевременная забота о ее продуктовых потребностях и соответствующе подготовка каждого армейского похода. В армии Византийской империи существовала особая должность - "логистас".
Начальным автором предметных работ по логистике общепринято считать французского армейского теоретика Антуана Анри Джомини (1779-1869). Некое время он трудился в нашей стране под именем Генриха Вениаминовича Жомини и был автором фундаментальной работы по истории всевозможных войн в 15 томах. В собственных работах он утверждал, что логистика включает широкий круг вопросов, содержащих планирование поматериальному, техническому и продуктовому обеспечению армий, и вдобавок определение их месторасположения, строительство дорог, упрочнений и др.

Считается, что некоторые правила логистики использовались и в армии Наполеона, но как военная наука логистика сформировалась только к середине XIX в. В самых широких масштабах подходы и принципы логистики в армейском деле взяли развитие во время Второй мировой. Особенно умело это показала армия США. Быть может, исходя из этого большая часть англо-русских словарей до сих времён переводят слово "логистика" как только армейский термин, обозначающий осуществление и организацию работы тыла. Так, лишь благодаря согласованному сотрудничеству военно-промышленного комплекса, ифраструктуры и баз снабжения американцам удалось устроить устойчивое снабжение дислоцированных в Европе союзных армий продовольствием, оружием, снарядами, военной техникой и снаряжением. Громадное значение в ответе этой непростой задачи имело массовое использование прогрессивных способов и методов транспортировки, в частности применение контейнерных перевозок - новинка для тех времён. Итак, военная логистика - это совокупность способов и средств, необходимых для подброски людей, техники, снарядов к месту военных действий, и вдобавок планирование и организацию мероприятий по осуществлению и подготовке связанных с этим действий.

Узнаваемый германский математик Г. В. Лейбниц использовал этот термин в значении "исчисления умозаключений", либо математической логики.
Исторически установилось так, что в XIX в. термин "логистика" стал параллельно использоваться и в невоенной области. Дальнейшая трактовка термина, в смысле математической логики, употреблялась в работах известного германского математика Г. Лейбница (1646-1716), а современный смысл за термином был зафиксирован позже на философском собрании в Женеве в 1904 г. В данном качестве логистика обширно употребляется при изучении математических законов, конструировании технических совокупностей вычислительной техники, в робототехнике и т. п.
В начале 50-х гг. XX в. термин "логистика" начал применяться в бизнесе, а к 70-м гг. прочно укоренился в этой среде. Практически все страны Западной Америки и Европы в то время переживали тяжелейший энергетический дефицит, следствием какового явились спад бизнеса, растущая безработица, понижение активности рынка, а в следствии - глубокое ухудшение картины экономики в целом. Политические специалисты допускали угрозу социального взрыва, каковой имел возможность повлечь за собой еще более серьёзные последствия. Все это стало причиной для ускоренных разработок мер по стабилизации и улучшению положения в сфере экономики. Ученые, предприниматели и экономисты обратились к логистике как к науке, координирующей сотрудничество материально-технического обеспечения, производства и распределения транспорта, рынка и коммуникационной инфраструктуры.